ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проектная деятельность и проектные задачи
В последние годы в образовательном сообществе широко обсуждаются результаты международных исследований, в частности исследования PISA.
Однако в этом исследовании принимают участие школьники 15—16 лет, и поэтому у читателя может возникнуть закономерный вопрос: какое отношение это имеет к начальной школе? Попробуем с помощью цифр ответить на этот вопрос.
В 2000 г. Россия в исследовании PISA заняла 15-е место. Участники этого тестирования закончили начальную школу в 1994—1995 гг. В 2003 г. в этом же исследовании Россия занимает уже 32-е место. Участники тестирования закончили начальную школу в 1997—1998 гг. А в 2006 г. Россия на 37-м месте. Соответственно участники этого тестирования закончили начальную школу в 2000—2001 гг. Сопоставление полученных данных наводит нас на определенные размышления.
Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно существует более 15 учебно-методических комплектов, представляющих три образовательные системы начального образования (традиционную, систему Л. В. Занкова, систему Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова).
При этом, судя по опросу учителей начальной школы, более 80% педагогов — приверженцы традиционной системы обучения, используют многократно переиздававшиеся учебно-методические комплекты по математике под редакцией М. И. Моро и по русскому языку Т. Г. Рамзаевой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как ведущую в подростковой школе. Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом будущей проектной деятельности подростков.
В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.
Некоторые творческие работы учащихся в 2014-15 году.
В этом учебном годы младшие школьники в ходе выполнения творческих задач, например, познакомились с творчеством Елены Васильевны Габовой. Прочитали её произведение «Гришуня на планете Лохматиков».
Вот пример проектного продукта этого проекта:
В рамках «Года здорового образа жизни в республике Коми» был проведен дистанционный конкурс проектов «В здоровом теле-здоровый дух» для учащихся 4 классов, пример конкурсной работы:
Текстовый документ проекта "Мы за здоровый образ жизни!"
Презентация проекта "Мы за здоровый образ жизни!"
В год 70-летия Победы был выполнен сетевой информационный проект о ветеранах, пример: